Раздел I « Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности»
Цели и задачи деятельности Управления социальной защиты населения администрации г. Азова определены исходя из главной цели социальной политики Ростовской области - повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения Ростовской области, предусмотренной Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы (утверждена областным законом от 14.01.2008 № 852-ЗС). Повышение качества жизни населения Ростовской области остается приоритетной целью Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы, утвержденной областным законом от 03.12.2012 № 987-ЗС.
В достижение указанной цели деятельность Управления направлена на реализацию конкретных мероприятий по повышению уровня качества и доступности социальных услуг, обеспечению их доступности вне зависимости от уровня доходов граждан, по оптимизации работы учреждения социального обслуживания населения. Реализация в полном объеме мер социальной направленности будет способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
1) Макроэкономические риски. Снижение темпов роста экономики, высокая инфляция.
2) Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.
3) Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной социальной помощи пострадавшим.
4) Геополитические риски. Показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах. Террористические действия приводят к дополнительным затратам на решение социальных проблем граждан, пострадавших в результате этих действий.
5) Законодательные риски. Законодательная база социально-трудовой сферы требует дальнейшего совершенствования. Поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов.
При проведении социальной политики необходима адекватная оценка сопутствующих рисков и гибкое реагирование на возникающие неблагоприятные тенденции.
Стратегическими целями деятельности Управления социальной защиты населения администрации г. Азова являются:
· повышение материального благосостояния населения города за счет предоставления установленных социальных гарантий и дополнительных мер социальной поддержки граждан;
· повышение уровня удовлетворения населения в социальных услугах учреждением социального обслуживания;
· осуществление исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
· создание организационных, правовых, экономических, научно-технических, технологических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования энергоресурсов в городском хозяйстве;
· формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества;
· формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Система целей деятельности УСЗН г. Азова взаимосвязана с главной целью Стратегического плана социально-экономического развития города Азова на 2011-2020 годы, утвержденного решением Азовской городской Думы от 31.03.2011 № 96, - войти в число лидеров среди сопоставимых городов России по уровню экономического развития и качеству жизни населения, определена Программой социально-экономического развития города Азова на 2012-2014 годы, утвержденную решением Азовской городской Думы от 31.05.2012 № 161, - повышение материального благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения города, и направлена на постепенное формирование предпосылок стабилизации численности населения города и последующего демографического роста, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Для реализации вышеуказанных целей необходимо решение следующих тактических задач:
· исполнение обязательств города по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных федеральным, областным законодательством, с учётом адресности предоставления социальной помощи, услуг, льгот;
· содействие созданию благоприятных условий для улучшения положения семей с детьми, в том числе многодетных;
· увеличение охвата отдыхом и оздоровлением детей, проживающих на территории города;
· улучшение качества предоставления социальных услуг и увеличение числа обслуживаемых граждан, имеющих на это право, учреждением социального обслуживания;
· обеспечение реализации законов социальной направленности на территории города;
· координирование деятельности учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и контроль за ходом выполнения доведенного муниципального задания на очередной финансовый год;
· защита информации в органах местного самоуправления в муниципальных образованиях Ростовской области;
· проведение энергетического обследования, ведение энергетических паспортов зданий УСЗН г. Азова и МАУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Азова;
· выявление нуждаемости пожилых граждан в социальной помощи;
· осуществление мероприятий, направленных на улучшение социальной защищенности граждан пожилого возраста;
· укрепление материально-технической базы учреждения социального обслуживания;
· повышение профессионального уровня работников учреждения социального обслуживания;
· объективная оценка состояния доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, паспортизация объектов и карт доступности;
· обеспечение доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
· обеспечение доступности реабилитационных услуг.
Показателями их достижения служат:
· обеспечение отдельных категорий населения мерами социальной поддержки;
· увеличение числа обслуживаемых граждан, имеющих на это право;
· количество энергетических паспортов;
· количество АРМ УСЗН г. Азова, оснащенных программным комплексом защиты информационной системы персональных данных;
· улучшение социальной защищенности пожилых людей;
· паспортизация и классификация с последующим составлением описи действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации, мест движения и компактного проживания инвалидов с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг;
· изготовление пандусов в различных учреждениях, местах движения и компактного проживания инвалидов;
· расширение дополнительных услуг, оказываемых учреждением социального обслуживания на дому.
Разграничение государственных полномочий и закрепление их за уровнями власти обеспечивает реальное и полное исполнение социальных гарантий и всех предусмотренных законами обязательств. Управление социальной защиты населения г. Азова в течение 2012 года осуществляло решение задач по обеспечению реализации федеральных и региональных законов социальной направленности, проводимых в рамках долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения города Азова на 2011-2014 годы». Данная программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на предоставление ежемесячных, единовременных, ежегодных социальных выплат, социальных пособий, компенсаций, субсидий гражданам, и направлена на обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения. Основные мероприятия программы направленны на:
обеспечение отдельных категорий граждан мерами государственной социальной поддержки;
безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, в том числе на социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальную защищенность;
содействие активному участию в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, максимальную интеграцию их в общество.
Конечным результатом реализации программных мероприятий должно являться повышение качества жизни населения города Азова.
Средства в виде субвенций перечисляются бюджету города Азова для возмещения расходов организациям, оказывающим услуги населению, а также непосредственно на счета граждан.
В отчетном периоде за счет средств субвенций областного бюджета УСЗН г. Азова осуществлялись меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и областными законами:
- «О социальной поддержке ветеранов труда» - 6 706 чел.;
- «О социальной поддержке тружеников тыла» - 510 чел.;
-«О социальной поддержке жертв политических репрессий» - 187 чел.;
-«О социальной поддержке детства в Ростовской области» - 1 762 чел., в том числе дети 1-2 года жизни из малоимущих семей - 816 чел., дети из многодетных семей - 936 чел., беременные женщины из малоимущих семей, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет из малоимущих семей – 10 чел.;
-«О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области»- 4 738 чел.;
-«О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета» -113 чел.;
-«О ветеранах труда Ростовской области» - 1 486 чел.;
- по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 14, 15, 16, 18 и 21 ФЗ «О ветеранах», п.17 части первой статьи 2 ФЗ « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и п.3 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») - 10354 чел.;
- по назначению и выплате инвалидам компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 24 чел.;
- по назначению и выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6 чел.;
- по назначению и выплате ежегодной денежной выплаты, предусмотренной статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", гражданам, награжденным нагрудными знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" - 384 чел.
В период реформирования жилищно-коммунального хозяйства и роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги особо значимыми являются меры по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2012 году число семей – получателей субсидий составило 3 562.
Одной из мер принимаемого по преодолению последствий мирового финансового кризиса является оказание материальной помощи наименее защищенных категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, и в первую очередь тех, чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного для региона прожиточного минимума. За счет средств бюджета города Азова в 2012 году были произведены выплаты на оказание адресной социальной помощи жителям города, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в сумме 342,0 тыс. руб., на приобретение новогодних подарков детям работников бюджетной сферы города, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам Детского дома г. Азова, детям казаков Казачьего общества станица «Азовская» - 488,5 тыс. руб. Кроме того, из средств бюджета города Азова в отчетном периоде осуществлялись расходы на выплату пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Азов», в сумме 2431,7 тыс. руб. (на 30 человек).
Охрана семьи, материнства и детства является приоритетным направлением государственной политики в сфере социальной защиты населения, основными задачами которой является: проведение мер государственной поддержки семей, направленных на увеличение численности населения; улучшение положения детей, беременных женщин, матерей и граждан, имеющих на воспитании детей.
Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются в том числе повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, а также укрепление здоровья детей и подростков.
В целях усиления института семьи в области с 2012 года введены дополнительные меры социальной поддержки для малообеспеченных семей в виде:
регионального материнского капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года;
ежемесячных денежных выплат с последующей ежегодной индексацией на полноценное питание беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет жизни при наличии заключения врача (далее ежемесячные денежные выплаты на питание).
С января 2013 года вводятся новые меры социальной поддержки семьям с детьми:
ежемесячная денежная выплаты на третьего ребенка или последующих детей в размере величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области, размер которой на 2013 год - 6535 рублей в месяц;
и вне зависимости от дохода семьи - единовременная денежная выплата семьям в связи с рождением трех и более детей в размере 50 000 руб. на каждого ребенка.
В соответствии с действующим законодательством размер ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, в 2012 году составлял 297 руб., для одиноких матерей - 594 руб., на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих по призыву - 446 руб. Кроме того, в отчетном периоде производились ежемесячные денежные выплаты на детей 1-2 года жизни из малоимущих семей в размере 593 руб., многодетным семьям – 297 руб., беременным женщинам – 346 руб., кормящим матерям – 388 руб., детям военнослужащих – 8419,34 руб., единовременные денежные выплаты жене военнослужащего, проходящего военную службу про призыву, - 19 645, 12 руб.
Организация отдыха и оздоровления детей в настоящее время является одной из наиболее важных социальных проблем. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из эффективных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На выделенные средства в отчетном периоде УСЗН г. Азова осуществлялось приобретение путевок в санаторные и оздоровительные лагеря, расположенные на побережьях Черного и Азовского морей, в которых отдохнули 531 детей из малоимущих семей, в том числе в санаториях - 249 человек, детских оздоровительных лагерях – 282 человека. Кроме того, были выплачены 126 компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки в санаторные и оздоровительные лагеря.
Согласно приложению № 1 к докладу (Показатели достижения стратегических целей, тактических задач и муниципальных целевых программ, подпрограмм, реализуемых местным органом исполнительной власти города Азова) плановые и фактические показатели на обеспечение отдельных категорий населения мерами социальной поддержки за 2012 г. не совпадают в виду того, что объем профинансированных льгот и выплат соответствует фактическим расходам (фактической потребности). Фактическая потребность складывается из количества обратившихся за получением мер социальной поддержки граждан.
Другие виды социальной помощи граждане города получают посредством оказания услуг Муниципальным автономным учреждением «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» города Азова.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122- ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также в соответствии с Положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по четырем основным направлениям:
· социальное обслуживание населения на дому без обеспечения проживания;
· социально-медицинское обслуживание на дому без обеспечения проживания;
· социально-реабилитационное обслуживание с проживанием в условиях стационара;
· срочное социальное обслуживание.
В отчетном периоде социальным и социально-медицинским обслуживанием на дому было охвачено 818 пожилых граждан и инвалидов, частично потерявших способность к самообслуживанию. Основной курс отделений Центра, работающих с данной целевой группой, направлен на обеспечение продления активной самостоятельной жизни обслуживаемых, на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социально-психологического статуса. В этих целях специалистами Центра изучаются и внедряются современные социальные технологии и реабилитационные услуги наряду с эффективным социальным обслуживанием на дому, улучшением среды жизнедеятельности, содержательным досугом и отдыхом.
Социально-реабилитационное отделение Центра осуществляло проведение оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию, с проживанием в условиях стационара. В 2012 году их число составило 36 человек.
Также в отчетном периоде специалистами по социальной работе оказывалась неотложная помощь разового или краткосрочного характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, направленную на поддержание их жизнедеятельности. Численность обслуженных составила 4364 человек.
Прогноз численности и состава населения области показывает, что при общем сокращении численности населения области число лиц пенсионного возраста значительно увеличится. Соответственно увеличится и нагрузка на органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания. В связи с этим развитие нестационарных форм предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам становится еще более актуальным.
К общим для всех структурных подразделений тактическим задачам МАУ «ЦСО» г. Азова относятся:
- выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
- разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения;
- определение конкретных видов помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании;
- оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг;
- внедрение в практику новых форм социального обслуживания, в частности организация приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур в решении вопросов оказания социальной поддержки гражданам;
- укрепление материально-технической базы учреждения;
- повышение профессионального уровня работников.
Решение всех выше перечисленных задач (улучшение качества предоставления социальных услуг и увеличение числа обслуживаемых граждан – приложение № 1 к докладу) обеспечивает достижение стратегической цели - повышение уровня удовлетворения населения города в социальных услугах.
Согласно приложению № 1 к докладу (Показатели достижения стратегических целей, тактических задач и муниципальных целевых программ, подпрограмм, реализуемых местным органом исполнительной власти города Азова) плановые и фактические показатели на увеличение числа обслуживаемых граждан, имеющих на это право, за 2012 г. не совпадают в виду того, что уменьшилось количество остро нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов, которым специалистами МАУ «ЦСО» г. Азова была оказана неотложная помощь разового или краткосрочного характера. Снижение этого показателя свидетельствует о повышении уровня удовлетворения населения в социальных услугах.
В отчетном периоде Управление осуществляло реализацию мероприятий ДЦП «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Азова на 2011-2014 годы». В условиях возрастающей потребности пожилых людей, инвалидов и других граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах требуется принятие необходимых мер по расширению спектра и качества предоставляемых услуг. Основной целью Программы является формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
В 2012 году в рамках мероприятий Программы выявлены 272 человека, нуждающихся в социальной помощи, в том числе 204 человека – нуждающихся в социальном обслуживании, и 68 человек - нуждающихся в социально-медицинском обслуживании. На 16 человека из них были оформлены путевки в дома-интернаты, 5 граждан были отправлены в дома-интернаты г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога.
Также специалистами МАУ «ЦСО» г. Азова было оказано содействие в оформлении 6 человек в социальные приюты, из них 2 человека были доставлены в социальные приюты г. Шахты и г. Каменск-Шахтинск.
В числе дополнительных социальных услуг 7 человек были бесплатно обучены навыкам пользования персональным компьютером, что способствует налаживанию дружеских отношений с молодым поколением, поиску общих интересов.
Кроме того, проводилась разъяснительная работа по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. Изучались правовые документы по этому вопросу. Выявлены граждане, изъявившие желание создать приемную семью.
По направлению «Укрепление материально-технической базы учреждения социального обслуживания» был приобретен 1 автомобиль для нужд МАУ «ЦСО» г. Азова.
В целях повышения престижа социальной работы, поднятия уровня психологической, правовой и экономической культуры проведен конкурс «Лучший социальный работник-2012». Победитель рекомендован для участия в областном конкурсе.
По всем задачам плановые значения показателей были достигнуты, по отдельным показателям – с превышением плана. Исключение составляет задача по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. Граждане, изъявившие желание создать приемную семью были выявлены в конце 2012 года, начата подготовительная работа по сбору необходимых документов. Создание приемной семьи планируется в 2013 году.
Одним из направлений деятельности управления в рамках реализации мероприятий ДЦП «Доступная среда на 2011-2014 годы» является улучшение условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством. Масштабы роста численности инвалидов и детей-инвалидов обуславливают необходимость реализации не одноразовых мероприятий, а продуманной адекватной современным условиям государственной политики в области реабилитации инвалидов, направленной на удовлетворение их потребностей. В связи с этим создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества является важной государственной задачей. Эта задача может быть решена путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в том числе за счет обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Данная программа носит межведомственный характер, на решение поставленных задач направлены усилия органов местного самоуправления и общественных объединений. Так в 2012 году совместно с общественными организациями инвалидов подготовлено и проведено 20 исследований по определению приоритетных и первоочередных объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов. По результатам обследования составлено 20 паспортов типового маршрута избирателей-инвалидов по зрению на избирательные участки. В целях контроля за соблюдением требований по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной сферы при строительстве и реконструкции зданий проведено согласование 5 проектов строящихся зданий. Совместно со средствами массовой информации подготовлено 10 материалов по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов (размещение объявлений и статей, организация телевизионных передач). При содействии Государственного Казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения города Азова» была оказана помощь в трудоустройстве 98 безработным инвалидам, 2 инвалида повысили свою квалификацию. Кроме того, проводилась работа по профессиональной подготовке и повышению квалификации безработных граждан с ограничениями трудоспособности по медицинским показаниям. Повысили свою квалификацию 4 инвалида. Отделом по физической культуре и спорту администрации города Азова было проведено 6 спортивных мероприятий с участием инвалидов, отделом культуры и искусства администрации города Азова проведено 5 культурно-массовых мероприятий для инвалидов. В отчетном периоде велась работа групп компенсирующей направленности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, посещающих учреждения образования на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 2 г. Азова, Государственного Казенного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида № 7 г. Азова, а также государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г. Азова».
Обеспечение доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в части мероприятий по изготовлению пандусов в местах движения и компактного проживания инвалидов является межведомственной задачей, реализуемых УСЗН г. Азова, администрацией города Азова и управлением образования города Азова. В 2012 году было запланировано изготовление 2 пандусов, в том числе 1 пандус в здании администрации г. Азова и 1 пандус в здании МБОУ СОШ № 2 г. Азова (управление образования города Азова). Фактические значения показателей по этой задаче соответствуют плановым. В целях мониторинга деятельности по ее решению администрация города Азова и управление образования города Азова в отчетном периоде ежеквартально представляли в УСЗН г. Азова отчеты о финансировании, освоении и результативности проводимых программных мероприятий в соответствии с приложением № 5 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденному постановлением администрации города Азова от 28.09.2012 № 1992. Запланированные значения показателей результативности программы в отчетном году были достигнуты, по показателю «Количество дополнительных услуг, оказываемых учреждением социального обслуживания» - с превышением плана (план - 41 603 шт., факт - 77562 шт.).
Основной целью ведомственной целевой программы «Осуществление исполнительно-распорядительных функций по предоставлению мер социальной поддержки населения города Азова на 2012-2014 годы» является осуществление исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Органом, осуществляющим организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории города Азова, выступает Управление социальной защиты населения администрации г. Азова (далее – Управление). Управление является муниципальным учреждением и отраслевым (функциональным) органом администрации г. Азова, обеспечивающим во взаимодействии с другими учреждениями и организациями реализацию переданных органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки населения.
С целью повышения качества и доступности процесса предоставления социальных услуг гражданам города Азова в УСЗН г. Азова с 1 января 2012 года создана клиентская служба, работающая по принципу «Единого окна». В связи с этим с 1 января 2012 года внесены изменения в структуру УСЗН г. Азова. Отдел адресной социальной помощи объединил в своем составе:
- сектор приема граждан;
- сектор обработки документов;
- сектор по делам ветеранов, инвалидов и специальных программ.
Отдел учета и отчетности и сектор автоматизации и организации технического обслуживания изменения не затронули.
Основными приоритетами деятельности структурных подразделений УСЗН г. Азова в 2012 году являлись организация работы по расчету ежемесячных денежных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан с применением региональных стандартов стоимости ЖКУ, создание условий для оказания эффективной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, для улучшения положения семей с детьми, в том числе многодетных, обеспечение и организацию отдыха и оздоровления детей.
В целях создания стимулов для ориентации учреждения социального обслуживания на запросы потребителей муниципальных услуг, повышения их качества и зависимости финансирования от реальных результатов работы Управлением формируется и доводится до МАУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Азова муниципальное задание на очередной финансовый год. В отчетном периоде Управление осуществляло координирование деятельности вышеназванного учреждения, анализ предоставляемой отчетности, ежеквартальный мониторинг за выполнением муниципального задания, а также проводились камеральные проверки исполнения муниципального задания. В ходе проверок нарушений не выявлено. Муниципальные услуги соответствуют доведенному муниципальному заданию на 2012 год, оказываемые платные услуги соответствуют функциям и задачам, реализуемым УСЗН г. Азова.
В рамках мероприятий областной долгосрочной целевой программы "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы" в 2012 году произошла установка программного комплекса защиты информационной системы персональных данных на все 36 автоматизированных рабочих мест УСЗН г. Азова. Благодаря этому на всех этапах обработки информации обеспечивается противодействие угрозам безопасности информации, в частности от компьютерных вирусов и вредоносных программ, несанкционированного доступа, утечки информации.
Раздел II «Результативность бюджетных расходов»
В настоящее время в городе Азове реализуется Программа по повышению эффективности бюджетных расходов. УСЗН г. Азова принят отраслевой план мероприятий по ее реализации.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности управления предусмотрено дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации деятельности.
Для обеспечения достижения запланированных в разделе I доклада стратегических целей, задач и показателей в 2012 году в рамках реализации долгосрочных целевых программ и ведомственной целевой программы управлением израсходовано 350720,8 тыс. руб., что составляет 99,8 % от общего объема расходов УСЗН г. Азова (351 565,3 тыс. руб.).
Оценка результативности деятельности УСЗН г. Азова базируется на достижении целевых показателей. Оценка результативности бюджетных расходов в разрезе стратегических целей и тактических задач приведена в приложении № 2 к докладу.
Стратегическая цель 1 – «Повышение материального благосостояния населения города».
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения города Азова на 2011-2014 годы» в 2012 году израсходовано 336380,6 тыс. руб.
Правом на получение мер социальной поддержки воспользовались 22030 жителей города - ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий и др., что на 9,1 % больше, чем в 2011 году. 3562 семей являлись получателями субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по сравнению с 2011 годом рост составил 0,7 %.
37 250,7 тыс. руб. израсходовано на проведение мероприятий, направленных на улучшение социального благополучия семьи и детей (ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячные денежные выплаты на детей первого–второго года жизни, детей из многодетных семей, детям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и др.) с ростом уровня 2011 года на 4,2 %. Всего ежемесячные выплаты на детей получили 6506 человек.
Круглогодичный цикл проведения оздоровительной компании позволил охватить различными видами отдыха и оздоровления 657 детей. В сравнении с 2011 годом рост составил 1,4 % . Расходы на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей составили 7214, 3 тыс. руб. – на уровне 2011 года.
В рамках непрограммной деятельности УСЗН г. Азова в 2012 году за счет средств резервного фонда администрации города Азова 1689 ветеранов ВОВ была оказана материальная помощь ко Дню Победы в размере 500 руб. на общую сумму 844,5 тыс. руб.
Качественные показатели в части исполнения обязательств города по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по улучшению положения семей с детьми, в том числе многодетных, и оздоровлению детей отражают соотношения ежемесячных денежных выплат, льгот и других мер социальной поддержки в расчете на 1 человека к установленному прожиточному минимуму (расчета показателей приведен в приложении № 2.1). По сравнению с 2011 годом процентное соотношение по тактическим задачам 1.1 увеличилось на 1,5 % , по тактической задаче 1.2 осталось на прежнем уровне, по тактической задаче 1.3 уменьшилось на 6,0 % . Снижение показателей обусловлено уменьшением числа обращений граждан за получением путевок в санаторные и оздоровительные лагеря (с 705 человек до 657). Увеличение объема средств, направленных на обеспечение мер социальной поддержки, способствует сокращению численности населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума, что в условиях кризисных явлений в экономике является немаловажным фактором.
Стратегическая цель 2 – «Повышение уровня удовлетворения населения в социальных услугах учреждением социального обслуживания».
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения города Азова на 2011-2014 годы» израсходовано 21539,4 тыс. руб. на обеспечение стабильной работы Муниципального автономного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» города Азова. В сравнении с 2011 годом расходы возросли на 15,6 %.
В области социального обслуживания качественным показателем деятельности является обеспечение финансирования подведомственного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с установленным муниципальным заданием в полном объеме – 100 %. В отчетном году исполнение составило 100,0%.
Стратегическая цель 3 – «Осуществление исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан»
В рамках ведомственной целевой программы "Осуществление исполнительно-распорядительных функций по предоставлению мер социальной поддержки населения города Азова на 2012-2014 годы" фактические расходы составили 14 340,2 тыс. руб. против 12689,1 тыс. руб. в 2011 году, то есть возросли на 13,0 %.
Качественный показатель «Финансирование УСЗН г. Азова в полном объеме от утвержденных лимитов бюджетных обязательств» в 2012 году составил 99,9 % ввиду сложившейся экономии бюджетных ассигнований в сумме 0,8 тыс. руб.
Стратегическая цель 4 - «Снижение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов ежегодно на 3 % к уровню 2009 года УСЗН г. Азова и МУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов» города Азова»
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Азова Ростовской области в 2011-2014 годах» проводились энергосберегающие мероприятия, в результате чего в отчетном периоде экономия потребления топливно-энергетических ресурсов к уровню 2009 года составила 18,3 %. В 2011 году этот показатель составлял 6,8 %.
Стратегическая цель 5 - «Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества»
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Азова на 2011-2014 годы» фактические расходы составили 490,7 тыс. рублей на укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения в соответствии с требованиями к качеству оказания социальных услуг (приобретен 1 автомобиль для оказания неотложной помощи на дому).
В целях улучшения положения и качества жизни пожилых людей качественным показателем является доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальными услугами, из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. В 2012 году социальную помощь получили 96,7 % обратившиеся в МАУ «ЦСО» г. Азова. Плановый показатель составляет 96,5 %.
Стратегическая цель 6 - «Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения»
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Доступная среда на 2011-2014 годы» израсходовано 165,0 тыс. руб. на формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения и повышение доступности реабилитационных услуг (изготовлены 2 пандуса в местах движения и компактного проживания инвалидов).
Качественным показателем в рамках проводимых мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения служит увеличение дополнительных услуг, оказываемых МАУ «ЦСО» г. Азова. В 2012 году данный показатель составил 88,3 % против 3 %, предусмотренных программными мероприятиями. В 2011 году этот показатель составлял 27,5 %.
Главной целью разработки всех долгосрочных целевых программ, реализуемых Управлением, является повышение качества жизни отдельных категорий населения города. Учитывая кризисные явления в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходов, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг, является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере. Формирование современной и комфортной социальной среды, решение задач по улучшению качества жизни населения напрямую связаны с повышением эффективности социальной политики.
Анализ реализации в 2012 году Программ, координатором которых является УСЗН г. Азова, проведенный в соответствии с Методиками, определенными Программами, показал следующее.
Эффективность реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения города Азова на 2011-2014 годы» составила 99,5 %. Основные цели и задачи, направленные на реализацию указанной Программы, в 2012 году достигнуты. По направлению «Социальное обслуживание» фактические показатели оказались ниже запланированных на 2,2 %. Это объясняется тем, что по сравнению с 2011 годом уменьшилось количество остро нуждающихся граждан пожилого возраста инвалидов, которым специалистами МАУ «ЦСО» г. Азова была оказана неотложная помощь разового или краткосрочного характера. В отчетном периоде плановые показатели по этому направлению Программы базировались на показателях, достигнутых в 2011 году. Снижение этого показателя свидетельствует о повышении уровня удовлетворения населения в социальных услугах. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы выражена в улучшении качества жизни отдельных категорий населения города Азова путем предоставления своевременно и в полном объеме мер социальной поддержки, увеличении числа детей, имеющих возможность получать оздоровительные услуги круглогодично, повышении качества и расширении спектра предоставляемых социальных услуг.
Эффективность реализации ведомственной целевой программы «Осуществление исполнительно-распорядительных функций по предоставлению мер социальной поддержки населения города Азова на 2012-2014 годы» составила 100,0 %. Программные цели и ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы достигнуты.
Эффективность реализации долгосрочной целевой программы «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Азова на 2011 – 2014 годы» составила 100,0%, программные цели и ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы достигнуты.
Эффективность реализации долгосрочной целевой программы «Доступная среда на 2011-2014 годы» составила 128,8 %. Программные цели и ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы достигнуты.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами УСЗН г. Азова планируется осуществление ряда мероприятий:
дальнейшее применение программно-целевого метода бюджетного планирования расходов;
ежеквартальное проведение мониторинга исполнения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг подведомственного учреждения;
совершенствование системы планирования муниципальных закупок: формирование плана муниципальных закупок управления; осуществление контроля за выполнением плановых показателей по муниципальным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнение контрактных обязательств;
осуществление мониторинга финансового менеджмента подведомственного учреждения;
разработка и исполнение плана контрольных мероприятий управления;
реализация мероприятий по энергосбережению;
перевод оказываемых управлением муниципальных услуг в электронный вид.
В 2013 - 2016 годах приоритетными направлениями деятельности УСЗН г. Азова остаются:
оказание адресной поддержки населения наиболее нуждающимся и социально уязвимым категориям граждан (семьям с детьми, одиноким престарелым, инвалидам);
развитие системы социального обслуживания и повышения качества предоставляемых социальных услуг.